Кульминационный момент. Все малевавшие ручками в блокнотах стихли на раз. «А ответственным за это дело будет...» В нависшей оглушительной тишине стало слышно, как стоит стол. «Костик!» Девчата нервно захихикали, остальные шумно выдохнули. Я гневно глянул в потолок. Начальник отдела даже не пытался скрыть торжества: «Ты это, не огорчайся. Мы тебе машинку выдадим, праздничную». Тут шеф будто случайно приложил руку ко рту и быстро-быстро промямлил название модели. Не понял, что он сказал? Квасок?
Гром гремит, земля трясётся, обувная коробка кубарем скатывается с лестницы — это Kia Soul кувыркается по трамвайным путям. Мы едем «в адрес» близ Павелецкого вокзала. Рельсы тут везде, и они, похоже, хотят вытряхнуть из Соула душу. Чтобы описать происходящее в салоне, достаточно поднять руки вверх и хаотично ими помахать: подвеска жёсткая сама по себе, а уж вкупе с «восемнадцатыми» колёсами! Ё май х-а... А! ...а-рд, Ё май Со...о... Оу! Оу! Оу!
Мы с оранжевым верблюдом на работе, наша задача — ворочать мешки. По указу начальства я нацепил красный колпак с помпоном, приклеил вместо бороды самую просветлённую улыбку и развожу на Соуле по Москве подарки. На змеином языке пиарщиков это называется «поздравить партнёров нашей компании». Сделать всё нужно за два дня (они там офонарели?). С предновогодними пробками в 9–10 баллов любое роуд-муви становится ипотекой. Зато мой цианистый чай — с баранками: выдали крутой навигатор, снарядили блондинку-снегурку, ну и праздничный Kia Soul. Вот и едем. Где же это чёртов Сливобогатырский переулок..
.
«Аньёнъ, маннасо панкапсымнида!» — по-корейски это значит, что я действительно рад его видеть. На юность и азарт Соула приятно посмотреть. Его внешность омолаживает, и пусть в моём случае это откат на уровень мальчика на побегушках — я согласен. Настоящий серийный концепт-кар, туго зашнурованный модный ботинок и просто особенный автомобиль. Здесь остро отсечён, здесь резво скруглён и игрив. А сладчайшие конфеты фонарей! Думайте что хотите, но это — мой дизайн, вызывающий, в чём-то рискованный, но не спорный. Что ж, пусть моё задание и с приставкой «hard-», но такой красавец должен сгладить трудности до мелодичного хард-рока. Как поддельный Дед Мороз из Великого Утюга я беспрекословно принимаю в качестве саней живописный Соул и выкрикиваю сугробам корейское поздравление «Сунг Тан Чук Ха!» Испуганная Снегурочка пытается сбежать в свой мягонький Lexus.
Роскошные 18-дюймовые легкосплавные хард-диски, трубы из нержавеющей стали в качестве боковых подножек и защиты бамперов, наклейки с драконом на кузове — по идее, вся эта мишура моему Соулу не положена. Ведь он в самой дешёвой базовой комплектации, с бензиновым движком 1.6 (124 л.с.) и пятиступенчатой «механикой». «Чужой» атрибутикой машинку обвесили, чтобы превратить Soul в Шоул, то есть в шоу-кар для какого-то праздника. А внутри мой Соул остался первозданным: без ESP, климат-контроля, подогрева сидений, броской декоративной отделки, светодиодной цветомузыки, люка, камеры заднего вида с дисплеем в салонном зеркале, чего-то ещё, ещё и ещё. Будто контрафактный Санта-Клаус и не человек вовсе.
Полчаса не можем выехать из Князесушильного проезда на Оловожуйское шоссе. Умолк голос Маргарет Тэтчер из навигатора. Безделье подталкивает осмотреться. Зеркало в козырьке размером с кухонный телевизор. Бымцнула потолочная ручка. Утробы бардачка и очешника кроваво-красные — автомобиль с подкладкой, дичь! А такой расцветки мог быть весь салон — на это-то я и рассчитывал. Идеальный Soul должен быть с бешеным интерьером-танцполом, 128-сильным дизелем и четырёхдиапазонным «автоматом»! Само по себе описание подобного корейского автомобиля впечатляет, а уж одновременно с показом живой машины должно валить в снег. Между тем покупают как раз такой Soul, как наш тестовый, в самой раздетой комплектации. У меня во дворе как раз стоит один. Хозяин, суровый дядька в кепке, смахивает на военного пенсионера. Думал его расспросить, да споткнулся о жёсткий взгляд.
Спорить со Снегурочкой, кто из нас больше ненавидит Новый год, мешает ревмя ревущий мотор. Отчасти виновата педаль акселератора — к этой недотроге надо привыкать: едва ощутив касание подошвы, Soul сигает вперёд, видимо, желая показать свой разгон до сотни. Можно подумать, я 11 секунд не видел. Двигатель шумный сам по себе, врать не буду. «Ври-и-и, ври-и-и» — горланит он, и с утра это ещё можно простить, но только не в Hard Day’s Night. Вечером трудного дня на нервах играет уже дуэт: к мотору присоединяется рычаг «механики», который вместо первой передачи (кстати, очень короткой) попадает в третью или изобретательно донимает по-другому. Конец какофонии всегда можно положить благодаря догадливым тормозам. Выхожу и хлопаю дверцей: она из фольги?
Через вертушку проходной просачиваемся на территорию бывшего завода. Представляю, как неистово вращался этот турникет с началом смены в лучшие времена. Но лёгкий руль Соула, молниеносно возвращающийся в «ноль», ему не догнать ни за что — своеобразие электроусилителя. В целом реакции хороши, усилие имеется, так почему же баранку не разрешили регулировать по вылету? В комплексе с тем, что водительское кресло оказывает лишь одну услугу (оно есть), моя посадка вышла невнятной — я не уселся, я смирился и почти привык. Фотографу на заднем диване было ни капельки не тесно, хотя замечу — от него пару раз слышалось слово «табуретка».
«Ври-и-и!» — воспрял движок, это светофор на Спасорвачной вспомнил о нас. Если существует фан-клуб дёргания на «механике» по предпраздничным пробкам, прошу меня не записывать. Чуть не отдав последний мешок ёлке вместо нашего партнёра, я очнулся дома без задних ног и передних рук. Пережитый хард-кор изменил мой взгляд на волшебные фонари Соула, и стало понятно, по какой причине кто-то, ездивший в машине до нас, заклеивал логотипы KIA снаружи и внутри. Это была попытка «спрятать Корею». А её так просто не скроешь. При всём моём непредвзятом отношении и отсутствии скепсиса к корейским автомобилям.
Прогрессивной работой дизайнеров экстерьера я по-прежнему доволен. «Mini для бедных», правда, не получился, несмотря на тысячи вариантов индивидуализации. Во-первых, Soul всё же для обеспеченных — цены от 600 до 770 тысяч. Во-вторых, мои пожелания инженерам выражаются одним понятным всем easy: поаккуратнее, поспокойнее, попрактичнее и, главное, помягче. Великолепно, что KIA запела свою оригинальную песню, но пока в ней всё время вместо Heart слышится hard. В-третьих, французы обещают оснастить «роботом» нынче исключительно «механический» Citroen C3 Picasso. И когда на нём надо будет развезти китайскую пиротехнику ведьмам на Хэллоуин, добровольцев не ищите — вот он я.
Комплектация протестированного автомобиля
-Базовое оборудование
-Фронтальные подушки безопасности
-АБС
-Электроусилитель руля
-Регулировка рулевой колонки по высоте
-Регулировка водительского сиденья по высоте
-Электропривод передних и задних стёкол
-Зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом
-Кондиционер
-Аудиосистема CD/MP3 с шестью динамиками и управлением на руле
-Центральный замок
-Противотуманные фары
-Ручки дверей и зеркала заднего вида в цвет кузова
-Легкосплавные колёсные диски R16
-Розетки 12 В в центральной консоли и в багажнике
-Дополнительное оборудование
-Легкосплавные колёсные диски R18
-Боковые подножки и защита переднего и заднего бамперов из нержавеющей стали
-Спойлер на дверце багажника
-Декоративные наклейки на кузов
-Цена базовой комплектации — 599 000
-Цена протестированного автомобиля — 710 428
Техника
Понятие определённой платформы к хэтчбеку Soul плохо применимо. Как, впрочем, и ко многим современным автомобилям. «Тележка» корейского красавца — набор модулей, используемых в различных моделях концерна Hyundai-KIA. Передние стойки McPherson, задняя скручивающаяся балка и панели пола — от малыша Hyundai i20. Что-то заимствовано у семейства Kia cee'd. К слову, по размеру колёсной базы i20 уступает Соулу всего 25 мм — 2525 против 2550
Если уж разобраться, то «душой» хэтчбек Kia Soul не так уж и молод. Моторы «корейцу» достались давно знакомые. Бензиновый двигатель с распределённым впрыском 1.6 (124 л.с.) и дизельный с аккумуляторным впрыском common rail 1.6 CRDi (128) уже несколько лет ставятся на модель cee’d. Зато в отличие от Европы к нам помимо агрегатов объёмом 1,6 л обещали привезти и топовую двухлитровую «четвёрку» мощностью 143 л.с. С последней, как и с турбодизелем, сможет работать в паре четырёхступенчатый «автомат», который недоступен на начальной модификации со 124-сильным мотором.
Безопасность
Проверку на прочность Kia Soul прошёл весной 2009 года по новой, ужесточённой методике Euro NCAP, набрав максимальные пять звёзд. Наилучший из результатов «корейца» — 87% за защиту взрослых. Правда, приборная панель, по мнению экспертов, травмоопасна для ног водителя и пассажира. Оштрафовали автомобильчик и за приоткрывшуюся при боковом краш-тесте водительскую дверь. По 86% машинка получила за заботу о маленьких пассажирах и слаженную работу электронных помощников. Но безлошадных Soul в случае чего не пожалеет — уровень пешеходной безопасности оценён в 39%.
Дизайн
История хэтчбека Kia Soul началась с одноимённого концепта. Он был представлен в 2006 году в Детройте как задумка калифорнийского дизайн-центра KIA, реализованная совместно с подразделениями корейской компании в Сеуле и Европе. Этот автомобиль должен был поразить публику не только внешним видом (а у концепта были ещё и панорамная стеклянная крыша, и распахивающиеся против хода движения задние двери), но и футуристическим интерьером, построенным «вокруг» мультимедийной системы.
Руководил проектом Kia Soul шеф-дизайнер корейской компании Петер Шрайер, который ранее, с 1979 по 2006 год, работал на Volkswagen. Среди его творений для немецкого концерна стоит вспомнить первое поколение Audi ТТ, «четвёртый» Golf и VW New Beetle. Переход Шрайера в KIA был воспринят с насмешкой, Петер же поставил перед собой цель наделить корейского автопроизводителя отличительным эмоциональным стилем. Soul, в названии которого слышится не только «душа», но и Сеул, — яркий представитель выбранного Шрайером направления.
В 2008-м корейцы показали ещё три концепта Соула — Diva, Burner и Searcher (на фото рядом с ними сам Петер Шрайер), очень близкие к серийной модели, которая дебютировала в том же году в Париже.
В 2009 году Kia Soul стал первым корейским автомобилем, получившим престижную дизайнерскую награду red dot за мгновенную узнаваемость на улицах и удачное сочетание эмоциональности с функциональностью. Правда, это была поощрительная премия, но, к примеру, Мерседесу E-класса дали точно такую же