Россияне любят придумывать прозвища своим машинам. И даже не конкретным автомобилям, а отдельным моделям: например, Audi A8 мы называем "авоськой", Mercedes-Benz G-Class - "геликом", Mazda3 - "матрешкой", а MINI - "минькой". Вот и у новой городской малолитражки Audi A1, которая доберется до России осенью, непременно появится собственное имя.
Правда, "копейка" и "единичка" уже заняты BMW 1-Series, "А-один" - звучит скучно. Может, "штучка"? Почему бы и нет… Тем более, что покупателями Audi A1 в России (и не только у нас) станут в первую очередь женщины - неспроста лицом рекламной кампании был выбран экс-солист "мальчиковой" группы NSYNC Джастин Тимберлейк.
Однако маркетологи Audi не ставят жестких рамок при описании потенциальной аудитории "А-один". По их мнению, новинка понравится молодым людям, живущим в мегаполисах и интересующимся всем тем, чем и должна интересоваться современная "продвинутая" молодежь - музыкой, спортом и дизайном.
Как бы не хотелось, но избежать терминов "маркетинг" и "дизайн" при обсуждении новой малолитражки из Ингольштадта невозможно. Хотя бы потому, что Audi A1 - однозначно маркетинговый продукт. И в этом нет ничего плохого. Ведь сделать автомобиль, максимально удовлетворяющий запросам потребителей - задача отнюдь не тривиальная. Поэтому в "Ауди" не форсировали разработку собственной премиальной малолитражки, а следили за ярким взлетом возрожденного MINI, изучали потребности клиентов и точечными замерами, вроде концепт-кара Audi metroproject quattro, проводили оценку уже выбранного направления.
Сравнений с MINI сотрудники Audi, к слову, не боятся. Наоборот, они в открытую называют британский ретро-кар главным конкурентом "А-один". Хотя правильнее будет считать Audi A1 даже не конкурентом, а долгожданной альтернативой в классе премиальных малолитражек, исповедующей, к тому же, принципиально другую идеологию. Если "Мини" - это апологет безудержного веселья - в имидже, в оформлении интерьера и ездовых повадках, то А1 - образец очень грамотного, но отнюдь не формального применения правил корпоративного "брендбука".
В самой маленькой "Ауди" чувствуется характер. Суровый взгляд сложносочиненных фар, фирменная трапеция решетки радиатора с чуть скошенными углами, поджарый силуэт, сильно наклоненная задняя стойка и опоясывающая кузов центральная линия, которая соединяет весь ансамбль в законченный образ. В облике хэтчбека нет ни одного доминирующего элемента, но они и не нужны: "А-один" сам по себе одна большая доминанта.
Да и по впечатлению, которое производит этот автомобиль, он куда ближе к стилягам-купе Audi TT и R8, нежели к строгим, но немного скучным "гражданским" моделям с литерой "А" в названии. При этом с любого ракурса хэтчбек остается стопроцентно узнаваемым - стопроцентным "Ауди".
Еще большее удивление испытываешь, когда впервые забираешься внутрь Audi A1. Кто сказал, что маленькие машинки не могут быть по-настоящему "премиальными"? Могут! Дорогой "шершавый" пластик, рифленые алюминиевые рукоятки климат-контроля и магнитолы, перещелкивающиеся с выверенным усилием, цветные вставки из синтетического материала, тактильно очень похожего на кожу и с выставленными напоказ стежками, - подобное внимание к деталям нечасто встретишь даже на автомобилях классом выше.
Без заимствований с "всефольксвагеновского" склада деталей, правда, тоже не обошлось: на А1 установлена чуть модернизированная приборка от нового VW Polo с контрастным монохромным дисплеем между тахометром и спидометром, блок климат-контроля от Audi A3 (тоже с небольшими переделками) и знакомый большинству "аудиводов" переключатель режимов работы светотехники. С другой стороны, чего никак не ожидаешь встретить на А1, так это классный, обтянутый кожей руль от А8 с кнопками управления музыкой и круиз-контролем, и продвинутую мультимедийную установку с несколько упрощенной версией интерфейса MMI.
Причем, как и на флагманском седане Audi, комплекс Navigation plus на А1 умеет работать с картографическим сервисом Google Earth и имеет нарядный интерфейс в стиле продукции Apple. Неудобство заключается лишь в том, что копаться в многоуровневом меню MMI приходится, держа руку навесу, - при помощи крутилки и четырех "софт-клавиш", расположенных на центральной консоли, что не очень удобно.
Интерьер
Но если дизайнерам, трудившимся над внешностью и интерьером А1, явно был дан определенный карт-бланш, то инженерам, занимавшимся ездовыми характеристиками нового хэтчбека, пришлось "плясать от печки" - то есть, от платформы VW Polo, на которой он построен. К счастью, "подвесочники" из Audi не ограничились банальной перенастройкой пружин и амортизаторов: по сравнению с "Поло", у "А-один" более широкая колея (+14 миллиметров спереди и +15 миллиметров сзади), другие стабилизаторы поперечной устойчивости и своя эластокинематика всех узлов с тщательно подобранными характеристиками упругих элементов. В результате, даже с простейшим "МакФерсоном" спереди и скручивающейся балкой сзади Audi A1 едет ровно так, как и должен ехать автомобиль с четырьмя кольцами на решетке радиатора - очень надежно, точно, и с недвусмысленным намеком на "спорт".
Однако не ждите от новичка сумасшедшей подвижности MINI - "А-один" исповедует другую идеологию. Это "Мини" мы с легким сердцем прощаем зубодробительную жесткость подвески, шум в салоне и непоседливый характер за почти картинговую управляемость и проворность ужа. Но Audi A1 прощать попросту нечего - найти изъян в его шасси сложнее, чем развеселить солдата, стоящего в почетном карауле лондонского Тауэера.
Практически нейтральная поворачиваемость, чуть легкий на малых скоростях руль, который позволяет безупречно контролировать траекторию в скоростных поворотах, идеальные тормоза и главное, очень компромиссная плавность хода. Подвеска одинаково плотно отрабатывает и небольшие неровности, вроде брусчатки на узких улочках Берлина, и крупные "вздутия" лежачих полицейских.
"А-один" едет сосредоточенно, собранно. Его не нужно, да и не получится "ломать" в закрученных поворотах сбросом газа или откровенной провокацией - в пределе хэтчбек скорее начнет скользить наружу, чем подыграет задней осью. Он точен сам и требует траекторной точности от водителя, зато настроившись на его волну можно получить массу удовольствия от легкости, с которой Audi A1 пронзает извилистые двухполосные шоссе под Берлином.
И все же Audi A1, даже с топовым мотором 1.4 (122 лошадиные силы) и семиступенчатым "роботом" DSG, - это не "хот-хэтч". Для этого ему пока недостает интерактивности и чуть-чуть не хватает ездового азарта. С опциональным пакетом S line, в который помимо агрессивного обвеса кузова входит еще и перенастроенная подвеска, A1 становится чуть интереснее, чуть острее, однако настоящим фанатам "заряженных" Audi стоит дождаться появления версии S1, создание которой уже подтвердили официально.
Преселективная трансмиссия настроена хорошо - спокойна в режиме "Драйв", и практически безупречна в "Спорте".
Спортивный характер Audi A1 - это лишь одна из составляющих имиджа новой малолитражки и бесплатное дополнение к обширному списку опций, доступных ее покупателям, бонус. Заманивать клиентов в дилерские центры маркетологи Audi хотят не "спортом", а широчайшими возможностями индивидуализации "А-один": одних только цветовых сочетаний оформления экстерьера предусмотрено более 800 штук! Позднее появятся всевозможные наклейки на кузов и индивидуальные варианты окраски, еще более агрессивный обвес и новые опции от спортивного подразделения Audi, компании quattro GmbH.
К тому же "А-один" станет, пожалуй, первым автомобилем в истории, дополнительное оборудование для которого можно будет приобретать уже в процессе эксплуатации. Например, заказав при покупке дорогую аудио-систему concert, будущий владелец A1 сможет в дальнейшем "докупить" навигационную систему: загрузить необходимое ПО и активизировать навигационный модуль сможет любой дилер Audi.
При размеренной езде "стоп-старт" работает отлично – мотор заводится сам, стоит только нажать педаль сцепления на версии с "механикой", или чуть-чуть приотпустить педаль тормоза на версии с "роботом". Однако при рваном режиме движения – например, в глухих пробках, или при выезде с прилегающей дороги на магистраль, постоянно "глохнущий" двигатель раздражает. А в жару двигатель часто "просыпается" самостоятельно, не дожидаясь действий со стороны водителя – при работающем на полную кондиционере, навигации и включенных фарах аккумулятор, питающий всю бортовую электронику, разряжается слишком быстро.
Индивидуализация и яркий имидж - вот главное оружие Audi A1. В мире "айфонов", "айсторов" и "айпадов" автомобиль, который можно "заказать" под себя - это модно! И покупатели концепцию "Ай-Штучки", похоже, оценили: точные цифры принятых европейскими дилерами заказов пока не называются, однако мощность завода Audi в Брюсселе, где будут собирать "А-один", уже решено увеличить с 80 до 100 тысяч штук в год.
На продвижение A1 в Audi не желают ни сил, ни средств - огромные щиты с рекламой нового хэтчбека можно встретить практически во всех крупных городах Германии. В России "А-один" появится к концу лета - дебют хэтчбека состоится на Московском автосалоне. Тогда же будут объявлены и цены.
Сколько будет стоить A1 на нашем рынке - пока сказать сложно. В Германии новинка от Audi будет продаваться чуть дороже соплатформенного VW Polo, но дешевле MINI. Так что пока можно назвать лишь приблизительную ценовую вилку: 700-800 тысяч рублей за базовую версию "А-один". Впрочем, весьма условную, ведь на товары с приставкой "премиум" россияне денег никогда не жалели.