Сегмент недорогих автомобилей в России растет, словно на дрожжах, причем не только по общему количеству проданных машин, но и по числу предлагаемых моделей. А поучаствовать в дележе рынка бюджетных моделей хотят не только Hyundai и Volkswagen с Renault и «Ладой», но и китайские бренды, заметно активизировавшиеся в последнее время. Пару месяцев назад мы поездили на китайском Lifan Smily, производство которого ведется на черкесском заводе Derways, а на прошлой неделе в Москве прошла еще одна премьера – китайская компания Chery привезла в Россию свою малолитражку Bonus.
Chery Bonus , в Китае именуемый Chery A13 или Chery Fulwin 2, в странах СНГ известен как ZAZ Forza. На украинском заводе, в Запорожье, производство автомобиля идет по полному циклу, со сваркой и окраской кузова, а сборка моторов налажена на соседнем заводе в Мелитополе. В этом году локализация компонентов должна составить около 55 процентов – на Bonus уже устанавливаются шины малоизвестного у нас британского бренда Premiorri, выпускаемые на предприятии Rosava, диски Кременчугского колесного завода, украинские аккумуляторы, а также обшивка багажника, панель приборов и другие детали интерьера местного производства, к которым в будущем прибавятся сиденья и детали выхлопной системы.
Chery Bonus относится к сегменту B+ и построен с использованием основательно модернизированных узлов и агрегатов модели Chery Amulet, которую он и должен заменить. Это значит, что в основе «Бонуса» лежит платформа Seat Toledo двадцатилетней давности.
Спереди на Bonus - все та же независимая подвеска типа МакФерсон со стабилизатором поперечной устойчивости, сзади – полузависимая балка на двух продольных рычагах. Однако геометрия и эластокинематика всей подвески, как уверяют создатели, подверглись изменениям. Длина автомобиля уменьшилась и составляет теперь 4269 миллиметров, ширина осталась практически неизменной - 1686 миллиметров против прежних 1682 миллиметров. Зато увеличились колесная база - с 2468 миллиметров до 2527 миллиметров и высота – с 1424 миллиметров до 1492 миллиметров, что сулит больший простор внутри по сравнению с предшествующей моделью. Задняя колея осталась прежней (1422 миллиметра), а передняя увеличилась на 19 миллиметров до 1448 миллиметров.
Дизайн автомобиля – на любителя. Не красавец, но и не урод: его внешность, как и у большинства других китайских автомобилей, можно назвать скорее «необычной». Впрочем, когда в кошельке есть не больше 350 тысяч рублей на новый автомобиль, о высоком думаешь в самую последнюю очередь. Отметим лишь тот факт, что облик малолитражки не «слизан» с какой-либо модели известного производителя, а является полностью самостоятельной разработкой, в которой китайцами помогало итальянское ателье Torino Design.
На сегодняшний день Chery Bonus – единственный представитель в ценовом сегменте от 340 до 400 тысяч рублей с редким кузовом «лифтбек». С виду автомобиль выглядит как обычный седан, однако крышка багажника выполнена заодно с задним стеклом - как у хэтчбеков. Объем багажника равен 370 литрам, а если сложить заднее сиденье, то образуются нешуточные для относительно небольшой машины 1400 литров полезного объема. Правда, сложенная спинка кресел будет выступать над полом грузового отсека.
Замок пятой двери можно открыть как с ключа-брелока, так и с кнопки в салоне, правда, найти последнюю с первого раза не удалось. Она затерялась среди кнопок возле блока управления микроклиматом, и обнаружилась аккурат рядом с рукояткой управления воздушными заслонками. Не нашли мы и лючков для замены лампочек в задних фонарях: похоже, для этого придется снимать плафон целиком, открутив пару болтов. Зато китайцы позаботились о детской безопасности: с тыльной стороны дверцы багажника имеется рукоятка с инструкцией по открыванию крышки изнутри - наподобие тех, что устанавливаются в американских машинах.
Интерьер «Бонуса» порадовал качеством сборки - вполне приличная подгонка деталей, приемлемые зазоры и отсутствие едкого запаха пластмассы, который свойственен машинам из Поднебесной. Но выглядит салон простовато, а материалы отделки кажутся слишком дешевыми. Есть и огрехи: звук у динамиков аудиосистемы не ахти, зато у магнитолы есть USB-вход. Сиденья обтянуты дешевым синтетическим материалом, долговечность которого вызывает сомнения, а сам профиль кресла далек от идеала – не хватает боковой поддержки.
На заднем диване сносно будет двоим пассажирам, даже есть небольшой «запас по ногам». Впрочем, чудеса вместимости объясняются посадкой с вертикальной спиной – в дальней дороге долго так не просидишь.
Жаль только, что запланированный на время презентации тест-драйв назвать таковым оказалось нельзя даже с очень большой натяжкой. Если организаторы стремились утаить то, как ведет себя китайская малолитражка на скорости и в поворотах, то это им удалось: пара кругов по короткой трассе с черепашьей скоростью и сидящим на пассажирском кресле инструктором, вечно зудящим на тему аккуратной и медленной езды, ровным счетом ничего не показали. На скоростях 20-30 километров в час любая машина едет нормально.
Поэтому впечатления от ездовых качеств более чем скромные: 109-сильный мотор оказался весьма тяговитым на низах, а избирательность ходов рычага КПП - достаточно высокой. А вот по части комфорта чудес не произошло - трансмиссия подвывает уже на невысоких скоростях, двигатель отчетливо слышно даже на малых оборотах.
Тормозит Bonus вполне уверенно, привод - информативный. Впрочем, как вы помните, мы не ехали, а неспешно катились. Даже после столь короткой поездки из-под капота почему-то запахло подпаленным сцеплением. Жаль, что не было возможности прокатиться по плохим дорогам - интересно было бы посмотреть на то, как подвеска будет справляться с неровностями и раскачкой.
Нижней точкой автомобиля служит труба выпускной системы с прикрепленным к ней лямбда-зондом. Рядом расположены трубки системы охлаждения и гидроусилителя рулевого управления, а до картера двигателя - еще максимум пара сантиметров. И в случае контакта с препятствиями именно эти узлы первыми возьмут удар на себя. Увы, никакой штатной металлической защиты не предусмотрено – это отдано на откуп дилеру, который будет предоставлять ее в качестве дополнительного оборудования, так же, как подкрылки и брызговики.
Это пожалуй, все, что можно сказать о машине, на которой удалось поездить лишь несколько минут. А главное ощущение - в том, что Chery Bonus уже не вызывает той неприязни, которую еще несколько лет назад испытывали многие автомобилисты при знакомстве с машинами из Поднебесной. Это уже не подделка и не «ведро с болтами» - это просто дешевый автомобиль.
Другое дело, что вопросы к качеству, надежности и безопасности машин китайских брендов пока еще остаются. И эти вопросы одним привлекательным ценником уже не решить - конкурентов у китайцев в России теперь немало. В компании Chery это прекрасно понимают и потому не делают смелых прогнозов по поводу продаж: по самым оптимистичным из них, в России до конца года будет реализовано лишь около пяти тысяч «Бонусов»