Выбор одной из этих машин — ваше признание в личном отношении к автомобилю как таковому. Toyota Camry предназначена для воспринимающих седан класса E исключительно в качестве функционального набора узлов и агрегатов с определёнными потребительскими свойствами. Ну а Skoda Superb — нечто большее. Но это не значит, что Skoda — наш однозначный фаворит.
Человеку прозорливому достаточно одного взгляда на эту парочку, чтобы определиться с предпочтениями. Дизайн, даже столь лаконичный, репрезентативен. «Японец» — даром что короче Шкоды — подкупает ощущением размера, «мясцом» кузовных панелей. Однако тому, кто чувствует в Skoda Superb дыхание времени, Toyota Camry покажется заплывшей жирком домашней лошадью, гонять которую у хозяев нет ни сил, ни желания.
В дверной проём Skoda Superb президент Чехии сумел бы, вероятно, войти одновременно с личным помощником: широкая «калитка» распахивается почти перпендикулярно. Колёсные арки не стесняют движений и не пачкают полы одежды, а притолока не метит в лоб.
А сколько места сзади в Шкоде! Что в ширину, что в длину. Вертикальные боковые стойки высвободили драгоценные сантиметры для голов пассажиров. Но к идеальному «офисному» интерьеру у нас есть одна серьёзная претензия: задний диван у «чеха» плоский и жёсткий. Впору прикручивать хромированные поручни и развешивать по салону схемы пересадок.
Предупредительность — она на заднем пассажирском сиденье Тойоты. Пусть спинка завалена назад чуть сильнее необходимого, зато на мягком и бесформенном диване ты расслаблен и получаешь удовольствие от ненавязчивых объятий боковых валиков. Места для ног и над головой в Toyota Camry именно столько, сколько нужно по меркам сегмента. Не больше, но и не меньше. Как в бизнес-классе Люфтганзы.
Тестовые автомобили снабжены наиболее популярными в России моторами. У «чеха» — «четвёрка» 1.8 TSI с турбокомпрессором и непосредственным впрыском, да ещё в сочетании с роботизированой коробкой передач DSG. Хай-тек. Куда более традиционным силовым агрегатом укомплектована Camry — четырёхцилиндровым «атмосферником» 2.4 образца 2001 года в связке с «автоматом».
За рулём Skoda Superb не ощущаешь, что он проигрывает в рабочем объёме, но и о технологическом превосходстве ничто не кричит. Нет, мотор Шкоды хорош: 250 Н•м турбомомента — ровная и солидная тяга, обеспечивающая бодрое ускорение вплоть до 160 км/ч. К тому же двигатель охотно раскручивается в звон: его 160 сил можно было бы назвать сангвиническими... Будь они не лошадиными, конечно, а человеческими.
Однако «роботу» DSG, в отличие от нас, нравится только тяговитость всефольксвагеновского двигателя. А вот драйв и высокие обороты коробке не по нутру. Несколько стартов с места «в пол» — и DSG конвульсивными подёргиваниями сигнализирует о перегреве. Вздрогнув, КПП переходит в аварийный режим, отказываясь ускоряться после 60 км/ч.
Ещё DSG не любит пробок. Будто при движении шагом трансмиссия не уверена в выборе ступени. Скачет между передачами, жонглируя моментом на сцеплениях. Но не так, как положено, а с рывками, от которых пассажир проснётся и после бессонной ночи. Хотя при размеренной езде «робот» перебирает семь пар почти всегда незаметно, а в спортивном режиме — ещё и искусно ассистируя моторчику.
Если бы Toyota поддавалась психотипированию, быть бы ей флегматиком. Сильный, уравновешенный, инертный — это о питерском седане. Двигатель Toyota Camry, выдающий 167 л.с. и 224 Н•м, — скучный, как молчаливая женщина, звучит пресно и громче шкодовского. Но возможностей мотора вполне хватает и для городского конкура, и для скачек по Мкадбургрингу. Главной проблемой тойотовской «четвёрки» остаётся коробка.
Пятиступенчатый «автомат» тормозит всячески, только не двигателем. В динамике потока приходится всё время работать газом на опережение. Иначе за ту пару секунд, что требуются коробке на раздумья, щёлочка между машинами, куда вы прицелились, неизбежно затягивается. Зато у общей заторможенности Toyota Camry есть неоспоримый плюс: при неспешной езде и в заторах передачи меняются мягче, чем у Skoda Superb.
Может, оно и к лучшему, что мотор Тойоты не возбуждает: подвеска-то в масть. Бесхитростная и настроенная по-американски: не скачешь, а плывёшь, раскачиваясь во всех направлениях, кланяясь форштевнем невидимым волнам. А впрочем, почему мы называем это американскими настройками? Русскому человеку так тоже нравится — это в нашей дорожной традиции.
Тем более что валить в поворотах на все деньги Toyota Camry быстро отучит. На прямой руль хоть и лёгок, но с ярко выраженным «нулём». Однако стоит отклонить баранку, и уровень усилия резко падает: на дугу приходится вставать на ощупь, а крен сразу же нарастает лавинообразно. Того и гляди размажет о дверь. А воспитанием особо темпераментных займётся неотключаемая система стабилизации, которая грубовато и примитивно возвращает седан на траекторию. Наверняка.
Чешский автомобиль играет за Европу. Информативный руль приятно тяжелеет при прохождении поворотов, крены остаются умеренными, а система ESP действует крайне деликатно. Понятное и надёжное поведение: Skoda Superb — однозначный выбор тех, кому ближе по духу биатлон, а не лыжная эстафета у женщин.
Расплата за прицельную точность Шкоды — средненький комфорт. Перед «лежачими полицейскими» на Супербе нужно значительно сбавлять ход, язвы и шрамы дорожного полотна «чех» принимает близко к сердцу, беспокоя седоков неприятными толчками и содроганиями кузова. А бессовестно оставленные дорожниками без присмотра глубокие вырезы в асфальте чреваты разрушениями.
И шумноват Skoda Superb. Назойлив фон от шин, а на скорости добавляется шёпот воздушного потока, рассекаемого крупными боковыми зеркалами. У Toyota Camry «лопухи» тоже будто уши африканского слона, но их форма, кажется, лучше проработана: характерных аэродинамических шумов меньше. Да и шумоизоляция днища и колёсных арок у «японца» лучше. Что для Тойоты вообще-то скорее исключение, чем правило.
Исключение и разумная цена Тойоты. Природа этого явления нам хорошо понятна: российская сборка дала ассимилированному седану его главное конкурентное преимущество. За те же деньги, что и Auris, продаётся солидный, просторный, в меру динамичный и экономичный (средний расход топлива за тест — 11,6 л на 100 км) автомобиль с японской родословной. А российские богатыри да Соловьи-разбойники издавна ценят дальневосточную породу.
Подобно тому как никто не вспомнит про родные нынче для Тойоты Шушары, незамеченными для осчастливленного ценником потребителя останутся и по-азиатски вычурный местами интерьер, и недорогие материалы отделки, и беспощадные к слабой спине передние сиденья. Но даже нам, учитывающим всё, очевидно, что и с этими минусами Toyota Camry — добротный и, главное, гармоничный автомобиль.
А в Шкоде как раз её, гармонии, и не хватает. Для кого создавался лифтбек? Вроде бы яснее ясного: для сидящего сзади справа. Тогда почему машина больше по душе водителю? Почему подвеску не сделали комфортнее? Что мешало чуть внимательней отнестись к шумоизоляции? На фоне подчёркнуто удобной Тойоты Skoda, великолепно выступавшая соло, оказалась машиной завышенных ожиданий.
И всё-таки наш выбор Skoda Superb. Ничего не попишешь, мы питаем слабость ко всяким технологичным штучкам вроде оригинальной пятой двери. Седан-лифтбек — класс! Хотя, если серьёзно, своим решением мы обязаны ощущению более качественной и дорогой вещи, что дарит Skoda. Изучите интерьер, пробегитесь пальцами по податливому пластику передней панели, хлопните крышкой бардачка, а затем дверью. Вглядитесь в графику центрального дисплея. Наконец, сравните ключи от Camry и Superb — и вы поймёте, о чём я.
Техника
История Skoda Superb и Toyota Camry
В модельном ряду Skoda Superb появился не вчера и даже не позавчера, а ещё до Второй мировой войны. С 1934 по 1942 год чехи выпускали шесть различных модификаций роскошного автомобиля, в том числе Superb Type 902 и Superb 3000 Type 952.
Первый из современных Супербов изначально был создан для китайского рынка. То, что впоследствии стало Шкодой в Европе, продавалось в Поднебесной как Volkswagen Passat Lingyu. От обычного Пассата B5 китайский отличался растянутой на 10 см колёсной базой (2803 мм). Машина располагала богатой палитрой продольно расположенных силовых агрегатов: «четвёрки» 1.8 T, 1.9 TDI, 2.0, 2.0 TDI, двигатели V6 2.8 и V6 2.5 TDI. Коробок передач тоже хватало: пяти- и шестиступенчатые «механики» и пятидиапазонный «автомат» ZF. Но тип кузова был один — седан. До марта 2008-го автомобили первого поколения делали ещё в Китае, Индии и на Украине.
История Toyota Camry, рассчитанной в первую очередь на североамериканский рынок, гораздо богаче. Всего насчитывается шесть поколений модели. Представители первого (с индексом V10), которые на родном рынке назывались Toyota Vista, увидели свет в далёком 1982 году. Для Camry была разработана новая переднеприводная платформа: длина автомобиля составляла 4440 мм, а его колёсная база равнялась 2600 мм. С завода в Toyota City сходили седаны и хэтчбеки, оснащавшиеся тремя бензиновыми моторами (объёмом 1,8–2,0 л) и двухлитровым турбодизелем. Агрегаты сочетались с пятиступенчатой «механикой» или четырёхдиапазонным «автоматом». Производство закончилось в 1986 году.
Машины следующего поколения, появившиеся на свет в 1987 году, выпускались уже не только в Японии (Vista), но и в США (Camry) и Австралии (под именем Holden Apollo). Платформа осталась прежней, но длина увеличилась до 4520 мм, а масса выросла на 195 кг (до 1240). Линейка моторов сократилась до трёх бензиновых двигателей — «четвёрки» 1.8 и 2.0 и «шестёрка» объёмом 2,5 л при мощности от 86 до 160 «лошадей». В зависимости от рынка и силового агрегата седаны и универсалы могли быть и полноприводными (только с V6 2.5), оснащались четырьмя вариантами пятискоростной «механики» и тремя версиями четырёхступенчатого «автомата». В Японии выпуск Camry с индексом V20 прекратился в 1990 году, а в США и Австралии — в 1991-м и 1993-м соответственно.
Третья итерация модели (1992–1996), выросшая по всем габаритным параметрам, выглядела как «янки». Моторы ей полагались только наиболее мощные. Базовым являлся четырёхцилиндровый двигатель объёмом 2,2 л и мощностью 130 л.с., а топовой была V-образная «шестёрка» 3.0 (185 л.с., 264 Н•м), с которой седан набирал сотню менее чем за восемь секунд. Пятиступенчатой «механикой» комплектовались только две модификации из четырёх — базовая DX и спортивная SE. Последнюю отличали более жёсткая подвеска, соответствующие настройки гидроусилителя руля, оригинальные легкосплавные диски с шинами увеличенной ширины. В 1995 году Camry сделали подтяжку лица, украсив его новыми фальшарадиаторной решёткой и головной оптикой, а в списке стандартного оборудования самой богатой комплектации XLE появилась АБС. А ещё третье поколение обзавелось двухдверной версией Camry Coupe. Выпускалось купе с 1994 по 1997 год.
С 1997 по 2001 год в Джорджтауне (штат Кентукки) производились Camry четвёртой генерации. Американская мечта вымахала в длину до 4821 мм, а в ширину — до 1781. Но колёсная база по сравнению с машинами первого поколения увеличилась всего на 70 мм (до 2670). Смена модели пошла Camry на пользу: внешность без биомотивов стала интереснее, а прежние бензиновые моторы стали мощнее. Так, «четвёрка» 2.2 развивала 133 силы, а «шестёрка» 3.0 — целых 194. Коробки передач не изменились вовсе. Кардинальных обновлений не было и в конструкции подвесок: стойки McPherson спереди и многорычажку сзади попросту настроили на спортивный лад. Зато японцы пересмотрели уровни оснащения: АБС стала стандартным оборудованием для всех версий, появились в качестве опции боковые подушки безопасности, а противоугонную сигнализацию, не знавшую покоя, дополнили иммобилайзером двигателя. К слову, из-за низкого спроса в США прекратились продажи универсала (он был ориентирован на внутренний рынок Японии, где фигурировал как Camry Gracia и Mark II Qualis), зато в 1999 году наладился выпуск купе Camry Solara.
В сентябре 2001 года стартовал выпуск Toyota Camry предпоследнего, пятого поколения. Абсолютно новый дизайн, полностью переделанный салон (ещё выше качество, ещё более дорогой вид). Длина уменьшилась до 4805 мм, зато колёсная база увеличилась до 2720. Заслуженную «четвёрку» 2.2 заменили новой, рабочим объёмом 2,4 л с системой VVT-i (152 л.с., 218 Н•м), а прежнюю трёхлитровую «шестёрку» раскочегарили до 210 «лошадей» (у моделей для Европы и России её мощность равнялась 186 силам). Позже двигатель V6 уступил место новому мотору V6 3.3 (225 л.с.). Первые годы машины комплектовались старыми «механикой» и «автоматом». Позже четырёхдиапазонную автоматическую коробку заменили пятиступенчатой. У Toyota Camry появилась система стабилизации и боковые надувные «шторки» безопасности. Разумеется, всё это не могло не сказаться на продажах: Toyota вошла в список бестселлеров США, лидировала и в России. В 2005-м, последнем году продаж россияне купили 12 860 седанов Camry. Гигантский отрыв от серебряного призёра Audi A6 (2357 штук). Следующее поколение стало самым продаваемым автомобилем в США — этим всё сказано.
За кадром
В нашей редакции никто не мучается выбором бизнес-седана. Зато некоторые с удовольствием использовали этот тест как повод провести денёк на свежем воздухе. Тусовка получилась гораздо веселее, чем собственно предмет испытаний. Самое неожиданное, что нам действительно понравилась Toyota. Казалось, её время уже ушло, но она, как солнечная осень, всё ещё способна радовать. Теперь мы лучше понимаем покупателей Camry.