В 11-м веке в Персии существовало государство ассасинов, которое создал великий и ужасный Саббах, или Старец Горы. У него была целая армия верных слуг, они шли на все, лишь бы Саббах был доволен. Секрет такого подчинения был следующий – Хасан ибн Саббах давал молодым людям наркотическое средство (гашиш, отсюда и название – «гашишин», «ассасин»), они засыпали, и их переносили в некий «райский сад». А там, в тени деревьев мужчин встречали прекрасные девы, которые выполняли любые (!) его желания. Красавиц, разумеется, было несколько, иначе какой же это рай. И после посещения такого места любой человек был готов на что угодно, лишь бы снова вернуться туда. Он понимал, что рай существует. Он сам его видел.
Так вот. Почти все, что вы только что прочитали, – это не более чем выдумка, главным распространителем которой стал Марко Поло. Но в Jaguar, как и многие в Европе, до сих пор верят в эту сказку. Ибо чем еще объяснить, что англичане решили использовать методы Старца Горы. Еще два дня назад я был обычным человеком, но вот в самолете мне дали что-то пожевать, я уснул и… И оказался на берегу океана, меня кормят изысканными яствами, прекрасные девушки ночью купаются в бассейне. А еще были машины. И какие: Jaguar XKR, XJ Supersport, XFR и даже самый мощный серийный «Джаг» за всю историю компании XKR-S. Если вы уже запутались в этих буквах, то не переживайте, это нормально. Главное, знайте – меньше 510 л.с. в этих заднеприводных «малышках» не бывает. Целых два дня все они были в моем полном распоряжении. Причем не только на дорогах общего пользования, где надо постоянно помнить о местных бабульках, но и на самой современной в Европе трассе Альгарве, что недалеко от португальского города Фаро, которая была построена только в конце 2008 года. Это ли не рай?
Путешествие в страну грез началось сразу же после выхода из аэропорта – Jaguar предложил «размяться» нам на простой машинке. Простой, говорите? Ну если вы так называете обновленный кабриолет XK с 5,0-литровым мотором мощностью 385 л.с., с шикарным кожаным салоном и деревянными вставками. Последние, правда, порой напоминают дешевый пластик, но общее ощущение шика не портит даже это. Признаться, я никогда не был фанатом Jaguar, но путешествие на открытом XK немного изменило мои взгляды. Это действительно крутая тачка.
Да, она не имеет такого «убийственного» ощущения качества, как у немецких конкурентов, но, черт побери, в ней что-то есть. Свое, особенное. Не надо забывать и еще об одном моменте – тех же BMW 6-й серии на наших дорогах уже полно, а Jaguar по-прежнему обладает налетом эксклюзивности. Особенно в Португалии, одной из самых бедных стран в Европе. В небольших деревушках прохожие показывали на нас пальцем, а наибольший эффект «головосворачивания» достигался при переходе на пониженные передачи – в этом случае «восьмерка» издавала неповторимый рык, который описывать не имеет никакого смысла, его надо слушать.
Но все же главным блюдом нашего обольщения был вовсе не рестайлинговый XK, а экстремальная версия этой модели под названием XKR-S. Для начала стоит пояснить ситуацию – у Jaguar XK уже существовала «заряженная» версия, которая имела 5,0-литровый V8 с компрессором, 510 л.с. и 625 Н∙м. Только подумайте – 510 «лошадок»! Этого же хватит с головой любому. Но англичане решили, что лучшее вовсе не враг хорошего, масло может быть более масляным. А Jaguar XKR может стать XKR-S: 550 л.с. и 680 Н∙м, более агрессивный дизайн, увеличенная жесткость пружин подвески (на 28% спереди и на 32% сзади), уменьшенная подъемная сила на 26%, другие колеса, перенастроенная система стабилизации, которая включается в работу не сразу и позволяет водителю немного пожечь резину. Плюс к этому инженеры решились сдвинуть лимит максимальной скорости со стандартных 250 км/ч (как у того же XKR) до 300 км/ч.
И что мы имеем на выходе? Нет, получился не бескомпромиссный суперкар, чего можно было бы ожидать. И это главный сюрприз. Это по-прежнему машина, приспособленная для обычной жизни! С неплохим уровнем комфорта, с приличной шумоизоляцией, настоящей автоматической коробкой передач и прочими приятными мелочами. Возможно, именно поэтому Jaguar XKR-S при параллельном старте проиграет Porsche 911 Turbo S. Английская машина разгоняется до «сотни» за 4,4 с, а 911 Turbo S выполнит то же упражнение за 3,3 с. Разница более чем в одну секунду. Это не просто много. Это несколько световых лет. Особенно если учесть, что Jaguar на 20 л.с. мощнее.
Самое время втоптать в грязь Jaguar XKR-S… Но мне, признаться, идеология Jaguar ближе. Ну не понимаю я машин, с которыми нужно постоянно сражаться, и все тут! Мне больше по душе автомобили, не требующие покупки собственного гоночного трека, пусть даже они и не такие быстрые. Автомобили, с которыми можно жить каждый день, спокойно ездить в магазин или к себе на дачу. Да-да, на дачу. Хотя от возможности погонять на треке я не отказываюсь. Особенно на таком, как Альгарве.
Трасса сложная, причем не столько своими поворотами, сколько перепадами высот – порой не видно, куда поворачивать в следующий раз. Go-go-go, говорит инструктор. Жму на газ, Jaguar мгновенно выстреливает вперед. Какая скорость? Да неважно, кажется, подбирается к 150, несусь со всей дури в горку, а впереди должен быть поворот. Но куда? Направо или налево? И какой крутизны? НЕ ПОМНЮ! А ребенок вроде просил купить игрушку… Трусливая нога поднимается с педали газа и начинает притормаживать. Черт, а ведь это был быстрый поворот! Ошибаюсь и в следующий раз, только на сей раз гораздо опасней – в медленный захожу на слишком большой скорости…
Так, думаю, если моего интеллекта не хватает для запоминания трассы, надо подключать мышечную память. Говорю инструктору Питеру, который сидит справа и наблюдает за детьми, возомнившими себя водителями – мол, дружище, научи. Мужик оживляется, и просит сделать очень необычную вещь. Я кладу руки на руль, но не кручу «баранку», а все повороты выполняет пассажир. Выглядит все это очень глупо, но трасса-то запоминается гораздо лучше. После такого учебного круга дело пошло намного лучше! Да и Питер начал покрикивать на меня гораздо активней – по ходу, этому парню нравится преподавать. «Почему здесь поехал? Используй всю ширину трассы, она ведь такая большая. Всю ширину я сказал, всю! А здесь газ, газ! Давай-ка отключим систему стабилизации…»
Помимо XKR-S удалось попробовать на треке и большой седан XJ в версии Supersport. А это 510 л.с. и 625 Н•м. Тоже неплохо, правда большая «тушка» XJ, который соперничает с BMW 7-й серии, Audi A8 и прочими аналогичными моделями, не так послушна на треке. Хотя под руководством опытного инструктора на самой современной в Европе трассе с огромными зонами безопасности XJ Supersport позволяет получить несравнимое удовольствие – при отключенной системе стабилизации огромный седан с удовольствием закидывает корму при нажатии на газ (еще бы – такой табун под капотом), хотя Питер не одобряет такую езду. «Зачем ты это делаешь, теряешь секунды, запомни простую истину: быстрые повороты надо проходить быстро, медленные – медленно. А глубокий занос – это ошибка. Это может понравиться молоденьким девочкам. Но их тут нет», – учит Питер.
Подробно рассказывать о XJ Supersport сейчас не буду – это уже успел сделать Вадим Гагарин в своем репортаже с презентации XJ во Франции. Но замечу – XJ Supersport оказался очень приятным и комфортабельным автомобилем, который обладает более чем достойной динамикой и управляемостью. Большое достоинство этой модели, как и других Jaguar, заключается в ее оригинальности и редкости – думаю, никто не будет спорить с тем, что XJ на наших дорогах встречается намного реже, чем разномастные «семерки» или S-классы.
Ну а с полигона мы возвращались еще на одном злом Ягуаре – XFR. Он имеет все тот же 5,0-литровый компрессорный мотор и все те же 510 л.с. Но отношение к этой машине у меня было уже несколько другое. Ведь выпустив эту машину, англичане осмелились бросить вызов трем богам, которые управляют на Олимпе: BMW M5, Audi RS6 и Mercedes-Benz Е от AMG. А это уже не шутки. Тут другой спрос.
Но, как и другие Jaguar, этот седан больше всего понравился не табуном под капотом или великолепно настроенным звуком мотора, и не отличным шасси, а… комфортом. Да-да, именно комфортом – электроника несколько сот (!) раз в секунду отслеживает ситуацию и мгновенно меняет характеристики амортизаторов. Причем, разница между «жесткими» и «мягкими» настройками огромна. В результате во время езды с высокой скоростью по серпантину XFR ведет себя так, как и положено 510-сильному авто. Но стоит только поехать чуть поспокойнее (или съехать на дорогу среднего качества), то он превращается в мягкий бизнес-седан. При этом XFR воспринимается абсолютно адекватно где угодно. В том числе и в городе, когда ты едешь 40-50 км/ч. На той же BMW M5 езда с подобной скоростью кажется противоестественной, а тут тебя ничто не раздражает. Едешь себе и едешь. С комфортом!
А если бы мне что-то предложили забрать из этого рая к себе домой? Но только что-то одно… По законам жанра я должен всеми руками и ногами голосовать за купе XKR-S, ведь оно самое мощное, самое быстрое и самое дорогое. Плюс я на нем могу ездить на дачу, а ребенок пока маленький, и его можно будет затолкать на второй ряд кресел. Да и на гоночном треке мы с этой машиной, кажется, стали находить общий язык. Но мне почему-то ближе седан XFR. Красивый, комфортный, с управляемостью, которая показалась не хуже, чем у купе. А, главное, с полноценным багажником, просторными задними креслами и потрясающим 510-сильным мотором.