Растянутая фальшрадиаторная решётка с глянцем и хромом, затемнённые блок-фары – это сегодняшний Volkswagen. Всё. Game over. Круг замкнулся. Или нет? К новому общефольксвагеновскому стилю, заданному Вальтером де Сильвой, теперь привели Tiguan. Всех постригли? Похоже нет, со старой «мордой» в «народной семье» остались Passat CC и Fox…
Обновлённый Тигуан представили в начале марта на Женевском автосалоне. В Германии кроссовер уже в продаже, а в остальных странах Евросоюза и России он станет доступен в конце июля (у нас машина будет сразу калужского производства). Но пробу руля я успел снять уже сейчас в Австрийских Альпах. Что в кроссовере нового, кроме стиля?
У Тигуана куча новых вспомогательных систем, три новых мотора и важные перемены в трансмиссии. Во-первых, в модельном ряду вновь есть переднеприводная версия. Это для тех, кто хочет немного сэкономить. Во-вторых, гидротрансформаторный шестиступенчатый «автомат» Tiptonic немцы заменили преселективным роботом DSG c двумя сухими сцеплениями. Планетарные «автоматы» с гидротрансформаторами славятся солидным ресурсом и могут переваривать большой крутящий момент. Проверено-перепроверено. Но и DSG себя хорошо зарекомендовала, эти коробки перекочевали даже на коммерческие Transporter и Multivan. Так что тяжёлые прицепы по горным серпантинам обновлённый Тигуан таскает с прежней прытью без ущерба здоровью.
Дизельные моторы остались без изменений, это по-прежнему три агрегата TDI мощностью 110, 140 и 170 «лошадей». «Начальный» бензиновый 122-сильный наддувный 1.4 TSI тоже никуда не делся. Но вместо агрегата, выдающего 150 л.с., теперь его аналог, форсированный до 160 л.с. Он, как и его предшественник, имеет два нагнетателя. Ранее на Тигуане был двухлитровый турбомотор, развивающий 170 сил, сейчас он заменён новым двигателем аналогичного объёма, выдающим 180 «кобыл». Но это не потолок. Топовой для кроссовера стала двухлитровая наддувная 210-сильная «четвёрка», которая с 2009 года устанавливается на Golf GTI и Scirocco… С ней Тигуан обладает воистину самолётной разгонной динамикой. Разгон до «сотни» – 7,8 секунды! Tiguan GTI? А почему и нет?
Всё бы хорошо, но для россиян припасли другие моторы: четыре бензиновых мощностью 122, 150, 170 и 200 л.с., а также дизельный 140-сильный агрегат. В отличие от европейских, эти моторы соответствуют требованиям Euro 4. 122-сильный двигатель будет доступен только на переднеприводных автомобилях, и его оснастят системой Start/Stop. Увы и ах, роботизированной семиступки DSG у нас не будет. Останется шестидиапазонная гидротрансформаторная трансмиссия. А жаль, с «роботом» Фольксвагены куда шустрее и экономичнее…
Интерьер обновлён в духе «найди десять отличий». У Тигуана теперь руль от «шестого» Гольфа, иные приборная панель и рукоятка МКПП. Бортовой компьютер новый, возможностей настройки оборудования куда больше. Массив пластика передней панели очень мягкий, даже в премиуме не везде такой встретишь. (Снизу интерьер до рестайлинга)
Но вернёмся в Австрию… Еду и удивляюсь. Насколько вкуснее стал Тигуан. 180-сильный двигатель на «ручке» делает «выход силы» шесть раз подряд до максимальных 204 километров в час, не особо напрягаясь. Разгон до 100 км/ч – 8,3 секунды. Тяга под правой ногой есть всегда – «полка» максимального крутящего момента в 280 «ньютонов» в диапазоне от 1800 до 5000 об/мин. А максимальная мощность развивается не на пике, а в пределах 4800–6200 об/мин. Не мотор, а песня. Браво! Малоинерционная турбина и непосредственный впрыск рулят. Но реакции на нажатие газа в угоду экологии чуть заторможены. Но только совсем чуть-чуть. Мотора теперь почти не слышно, спасибо улучшенной звукоизоляции.
Ранее адаптивное шасси DCC (Dynamic Chassis Control) ставилось на Гольф и его производные. Теперь оно есть и на Тигуане. У меня машина именно такая. С DCC кроссовер едет совершенно иначе, нежели с обычным шасси. А всё благодаря двухтрубным амортизаторам Ohlins, оснащенным выносными компенсационными резервуарами и электромагнитными клапанами, изменяющими сечение проходных каналов.
Характер работы подвески задаётся вручную, всего предусмотрено три режима – Sport, Comfort и Normal. Наиболее собранный и отзывчивый Тигуан в спортивном режиме… Тем не менее в независимости от выбранных режимов DCC всё равно «колдует» с жёсткостью. Система благодаря вибродатчикам и датчикам положения кузова следит за характером работы подвески. В зависимости от условий движения и качества дорожного полотна она соответствующим образом подстраивает жёсткость. DCC опрашивает датчики тысячу раз в секунду. И на основании полученных данных при помощи электромагнитов изменяет проходные сечения клапанов, через которые проходит амортизаторная жидкость. Сопротивление амортизаторов меняется как на ходе сжатия, так и на ходе отбоя. Кстати, наиболее оптимальным показался режим Normal – в нём характеристики демпфирования электроникой варьируются в наиболее широком диапазоне.
В любом из режимов Тигуан очень охотно встаёт на дугу, умеренно кренится при резком маневрировании и быстро стабилизируется. А на щербатых горных грунтовках с «распущенной» подвеской дискомфорта совсем не чувствуешь.
Острый руль? Это же не про Фольксваген! На повороты реакция у кроссовера живая, но не азартная. Лишняя информация о микропрофиле дороги на ободе никогда не помешает, но Фольксваген её дает водителю в умеренных количествах. Традиция, и Тигуан не исключение. Кстати, эффективность работы электроусилителя тоже зависит от выбранного режима шасси. В «комфорте» руль лёгкий, хоть пальцем верти. В «Спорте» «баранка» наливается более адекватным усилием обратной связи.
А что на бездорожье? Тигуан по-прежнему остаётся неплохим «проходимцем». В системе полного привода – Torque on Demand (момент по требованию) на заднюю ось крутящий момент подаётся при помощи фрикционной электронноуправляемой муфты Haldex четвёртого поколения. В момент старта муфта имеет 10% преднатяг. Это реализовано для более уверенного трогания на скользких покрытиях и ненадёжных грунтах. Муфта полностью блокируется, как только передние колеса провернутся относительно задних на угол пять градусов. На грунте и снегу с отключенной противобуксовочной системой можно вдоволь накрутиться, в занос под газом Тигуан выставляется на раз.
Только нужно помнить, удел Тигуана – умеренное бездорожье. Здесь кроссовер как рыба в воде. Адекватность и быстрота, с которой работают муфта и противобуксовочная система, имитирующая блокировку дифференциала, на высоте. Диагональное вывешивание даже на очень крутых подъёмах для Тигуана семечки. Муфта даже не думает пробуксовывать… Долго ли она сможет продержаться на «тяжёлом» грунте, например мягком мокром песке? Обычно хватает 15-20 минут активного драйва с буксами, для того чтобы сработала тепловая защита и задние колёса отключились. Но всё равно, на крутых скользких косогорах первыми сдаются шины, а в целом запаса, с которым работают системы, хватит для весьма экстремальных условий. Только никому не придёт в голову ставить на кроссовер зубастую внедорожную резину. Задачи не те.
Наших журналистских издевательств Тигуан-таки не выдержал. Мы застряли! И это полностью наша вина. В мелкой речной гальке под водой нога вязнет, что говорить о тяжелой машине. Э-э-эх! Как говорится, «прежде чем войти»… Такие преграды как минимум нужно штурмовать сходу с отключенной противобуксовочной системой под хорошим стабильным газом, аккуратно работая рулём. И то не факт… Всё зависит от «вязкости» грунта и удельного давления на него.
В речку с коллегой мы полезли за хорошими кадрами, но такой подставы совсем не ожидали. Преодолев с наскока несколько десятков метров по рыхлому галечному грунту, Тигуан в резком левом вираже стал заваливаться на загруженную правую сторону. Грунт не выдержал, «кросс» стал проваливаться, сопротивление качению увеличилось настолько, что двигатель начал скисать. Скорость упала. Коллега было поддал газу, но противобуксовочная система вконец «задушила» мотор, и Тигуан остановился, выдавив из-под колёс правого борта изрядное количество гальки. Грубые попытки раскачать машину вперёд-назад увенчались окончательным фиаско – из-под колёс были выброшены последние спасительные порции грунта, и тело прочно село на мель. Всё, курим бамбук. Кого винить? Только себя.
Пришлось вызывать помощь. Два часа, проведённые на дне реки, напрочь убили надежду вечером улететь домой. А до аэропорта ещё 160 километров пилить, между прочим! Из ловушки нас вызволить смогли только пожарные, причём в русло на своём полноприводном «поларисе» сунуться они не осмелились, тянули нас с берега лебёдкой, благо трос длинный. Кстати, выяснилась одна пренеприятнейшая вещь – в заднем лонжероне нашего подопытного не было отверстия для буксировочной проушины. Проём и пластиковая крышечка в бампере есть, а отверстия с резьбой нету. Но зато у нас был откидной фаркоп! А что если его механизм активации и фиксации выйдет из строя или замёрзнет? Как буксировать прикажете? Такие дела. Умнее надо быть. На самолёт мы успели, что называется, впритык.
Что касается цен на комплектации обновлённых Тигуанов российской сборки, то эта информация будет доступна на следующей неделе. До встречи!
Вспомогательные системы
Tiguan получил несколько интересных вспомогательных систем. В их числе — функции распознавания усталости водителя и знаков, система управления дальним светом Light Assist (для галогеновых фар) или Dynamic Light Assist (для биксеноновых фар), ассистент удержания полосы движения Lane Assist, а также новая система автоматической парковки. На российских Тигуанах это великолепие так же будет доступно, правда сроки выхода систем различны.
Безопасность