Все меряют время по-разному. Речь не о секундах, минутах, часах и годах, которые сотрудники Международного комитета по мерам и весам отмеряют с помощью атома цезия-133, а о личном ощущении ритма жизни. Например, начинающие родители часто сверяют свой темп с детскими вехами. У них в календаре вместо красных дней - первый зуб, первый шаг, первое слово.
Еще бывают холостяки, которым семью заменяет торрент-трэккер. Они живут по графику своего любимого сериала, выходящего согласно заокеанским телевизионным правилам раз в неделю. А в Андах до сих пор используется в качестве единицы времени "кокада" - интервал, необходимый для того, чтобы прожевать полный рот листьев коки.
С этой точки зрения пульсом совместного предприятия "GM-АвтоВАЗ" является график изменений и улучшений, вносимых в конструкцию внедорожника Chevrolet Niva. Завод синхронизирует с ним свою жизнедеятельность все восемь лет, прошедшие с момента запуска Chevy Niva на конвейере в Тольятти. По-другому довести до современного уровня качества автомобиль, построенный на базе советской "Нивы", невозможно. Подтверждение этой аксиомы у заводчан под носом: за забором - "АвтоВАЗ". А так – глядишь, рано или поздно, получится.
Видимо поэтому каждый технический, технологический и любой другой прорыв на СП "GM-АвтоВАЗ" отмечают, как Новый год, - с размахом. Вот и этой весной, как только инженеры и специалисты отдела качества завершили очередной этап доработки российско-американского внедорожника, руководство завода собрало в подмосковном "Дракино" журналистов, чтобы объявить об очередной победе над доставшейся им от "АвтоВАЗа" платформой.
Улучшайзинг
Рестайлинг "Шеви Нивы" состоялся в прошлом году. Поэтому сейчас никаких изменений во внешнем виде и интерьере внедорожника не произошло. Придуманные в итальянском дизайн-бюро Bertone "накачанные" бампера, большие "лопухи" зеркал заднего вида, решетка радиатора, накладки на колесные арки и двери, а также новый трехспицевый руль в салоне – все на месте. А вот под днищем машины и в подкапотном пространстве изменений хватает.
Начать стоит с приводных валов - теперь они получили новые шарнирные соединения: на место давно устаревших крестовин конструкторы установили "гранаты" - шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы), которые используются на большинстве современных внедорожников. Как утверждают специалисты завода, благодаря внедрению этого технического решения у "Шеви Нивы" снизился уровень резонансных шумов на крейсерских скоростях.
Кстати, "раздатка" тоже подверглась модернизации - в этом агрегате используются двухрядные подшипники вместо обычных однорядных, а это снижает люфты выходных валов, и, как следствие, не только улучшается акустический комфорт, но и продлевается срок службы сальников
.
В результате, машина действительно стала тише. Правда, чтобы оценить вклад именно этих нововведений в повышение акустического комфорта, нужно обладать тонким слухом. Дело в том, что на "GM-АвтоВАЗ" постоянно работают над улучшением шумоизоляции Chevrolet Niva , и уже успели добиться некоторых успехов - салон внедорожника неплохо изолирован от внешних звуков.
Причем, этот факт становится еще очевиднее, если открыть окна – например, на подмосковном проселке оказалось, что поднятые стекла оберегают уши пассажиров от звука дребезжащих тормозных колодок. По словам присутствовавших на презентации представителей завода, это конструктивная недоработка, свойственная всем автомобилям Chevy Niva, но избавиться от нее пока не получается.
Привет "Росавтодору"
Зато к подвеске "Шеви Нивы" претензий нет. Дыры в асфальте, разъезженные грунтовки, заболоченные канавы – амортизаторы и пружины российско-американского внедорожника с легкостью справились со всеми препятствиями, которые подсовывали под колеса не ремонтированные со времен царя Гороха дороги вокруг подмосковного "Дракино".
И дело не в том, что "джи-эмовская" "Нива" обладает какими-то особенными внедрожными способностями – на этом тесте, к сожалению, акцент был сделан на дорожной эксплуатации машины, - подвеска российско-американского внедорожника даже на плохой бетонке обеспечивает автомобилю плавный, комфортный ход и хорошую скорость.
Кстати, во время "работы над ошибками" была модернизована и она. Во-первых, инженеры "GM-АвтоВАЗ" установили спереди более мощные нижние рычаги и втулки, а во-вторых, завод перешел на нового поставщика, который производит шаровые опоры с улучшенной системой смазки и более надежной запрессовкой. Так что теперь шасси "Шеви Нивы" должно стать, как минимум, более долговечным.
"Бронебойная" подвеска выручает и в грязи. Дело в том, что на сегодняшней "Шеви Ниве", как и восемь лет назад, стоит старый 80-сильный движок ВАЗ-2123 объемом 1,7 л, которого катастрофически не хватает автомобилю весом в 1410 килограммов. Особенно тогда, когда необходим солидный крутящий момент, чтобы провернуть колеса в раскисшей колее. К тому же, осенью 2009 года этот мотор привели в соответствие с нормами "Евро-4", что явно не улучшило его динамические характеристики.
Однако клиренс в 240 миллиметров обеспечивает внедорожнику отличную геометрическую проходимость, а энергоемкая подвеска гасит даже сильные удары. Поэтому Chevy Niva берет свое "ходом" - раскисшую глину на этой машине лучше всего штурмовать на скорости. Хотя, скорее всего, с такой техникой прохождения препятствий согласятся далеко не все владельцы этого автомобиля. Все-таки свою собственную машину всегда жалко немного больше, чем тестовую.
Вперед в будущее
Вообще, хочется отметить, что близкие к этому автомобилю и к его производству люди любят Chevrolet Niva , несмотря на то, что по многим параметрам этот внедорожник не дотягивает до стандартов западного автопрома. Во-первых, машину выручает цена – базовая комплектация L стоит от 420 тысяч рублей, и других похожих предложений на рынке сейчас нет. А, во-вторых, - помогает и та работа по улучшению потребительских качеств "Шеви Нивы", которая уже была проведена.
Неудивительно, что директор по качеству "GM-АвтоВАЗ" Александр Сумкин обиделся, когда я сравнил "Шеви Ниву" с обычной "Нивой", которую сейчас выпускает "АвтоВАЗ" . По его словам, даже несмотря на то, что у этих автомобилей унифицированная компонентная база, российско-американский внедорожник существенно отличается от чисто российского качеством деталей.
Например, все двигатели, устанавливаемые на Chevrolet Niva, проверяются на стенде, а те же агрегаты, предназначенные для "Лады 4х4", тестируются лишь выборочно. Шаровые опоры проходят двойной контроль – сначала их принимает у поставщика отдел качества "АвтоВАЗа", а потом партию, которая будет устанавливаться на "Шеви Ниву", дополнительно тестируют перед тем, как передать на "GM-АвтоВАЗ".
Вообще, со слов Сумкина получается, что Chevrolet Niva выполняет в Тольятти роль некой машины времени, которая позволяет специалистам застрявшего в прошлом Волжского автозавода заглянуть в настоящее, или даже в будущее. Ведь выполняя требования, которые предъявляет к комплектующим совместное предприятие, они приобщаются к актуальной западной культуре производства автомобилей - те же новые карданы с "ШРУСами" теперь ставятся не только на Chevy Niva, но и на Lada 4х4.
Правда, с некоторыми "вазовскими" проблемами не может справиться даже американский "кволити менеджмент". Как рассказал Сумкин, оборудование на некоторых участках технологической цепи "АвтоВАЗа" изношено настолько, что уже физически не может производить качественную продукцию. В результате, например, нам досталась тестовая "Шеви Нива", у которой плохо включалась задняя передача.
Однако на заводе оптимизма не теряют. С одной стороны, что им еще остается делать, а с другой – у заводчан есть план по дальнейшему совершенствованию автомобиля, и они верят в то, что шанс довести показатели Chevrolet Niva до уровня, которому соответствуют другие автомобили, производимые в России под брендом "Шевроле", все-таки есть.
И судя по тому, с каким упорством сотрудники СП дорабатывают "Шеви Ниву", такой день рано или поздно настанет. Только его придется подождать, а качественный недорогой российский внедорожник хочется уже сейчас. И здесь, к сожалению, может помочь только машина времени. Настоящая.